Описываемые в этой статье термины и сокращения используются в дайвинге при планировании погружений и для объяснения условий погружений.
Этот «Словарь» можно использовать как справочное пособие.
RDP (Recreational Dive Planner) – планировщик любительских погружений
RDP – планировщик любительских погружений в виде таблицы или eRDPml – планировщик любительских многоуровневых погружений в электронном виде.
BT (Time at the bottom) – Время на дне
Время от начала спуска до начала всплытия на поверхность или к остановке безопасности.
ABT (Actual Bottom Time) – Действительное время на дне
При повторных погружениях, общее время в минутах проведённое под водой, с момента начала спуска до момента «отрыва от дна» для всплытия непосредственно на поверхность или к остановке безопасности.
NDL (No Decompression Limit) – Без декомпрессионный предел
Максимальное время, которое можно провести на определённой глубине и после которого не потребуется обязательная декомпрессионная остановка. Также называется бездекомпрессионным временем.
Без декомпрессионное погружение
Погружение, во время которого не нарушается без декомпрессионный предел. В этом случае не требуются аварийные декомпрессионные остановки.
PG – Группа по азоту
Буква, используемая в планировщике любительских погружений (RDP) для обозначения теоретического количества остаточного азота в организме.
RNT (Residual Nitrogen Time) – Время по остаточному азоту
Количество азота, выраженное в минутах (таблица 3 RDP) для определённой глубины, которое прибавляется к действительному времени на дне (ABT) для вычисления остаточного азота после предыдущего погружения.
SI (Surface Interval) – Поверхностный интервал
Время, проведённое на поверхности между двумя погружениями. Обычно записывается в виде ЧЧ:мм
TBT (Total Bottom Time) – Общее время на дне
Сумма времени по остаточному азоту и действительного времени на дне после повторного погружения. Используется для определения группы по азоту планировщика RDP
Остановка безопасности – Safety stop
Остановка на глубине от 6 до 3 метров (чаще всего 5 метров) продолжительностью 3 минуты или более, совершаемая в конце погружения в целях дополнительной безопасности. Рекомендуется делать после каждого погружения (если позволяют условия и запас воздуха), она обязательно необходима при погружениях на 30 метров и более.
Декомпрессионные погружения
Декомпрессионные – погружения при которых обязательно необходимы остановки во время всплытия во избежание декомпрессионной болезни (остановки являются обязательными и планируются заранее).
В любительском дайвинге (без декомпрессионный дайвинг) декомпрессионные остановки рассматриваются как аварийные не планируются заранее. Никогда не превышайте пределы.
Поправленный без декомпрессионный предел
Ограничение по времени при повторном погружении, рассчитанное с учётом уровня остаточного азота. Действительное время на дне никогда не должно превышать поправленного бездекомпрессионного предела.
Скорость всплытия
Скорость с которой дайвер поднимается к поверхности, рекомендуемая скорость подъёма, не должна превышать 18 метров в минуту.
Меньшая скорость всплытия допустима и даже желательна.
Профиль погружения
Схема плана погружения, нужна для избежания путаницы и ошибок при использовании таблиц при планировании погружений.
Многоуровневое погружение
Изменение глубины погружения от большего к меньшему. При построении профиля погружения учитывается более медленное насыщение организма азотом при уменьшении глубины погружения. Это позволяет увеличить длительность погружения.
Повторное погружение
Погружение, совершаемое в то время, когда в организме всё ещё находится некоторое количество остаточного азота после предыдущего погружения. Повторным считается погружение, совершённое в течении шести часов после предыдущего.
Остаточный азот
Количество азота, на которое после погружения превышен нормальный уровень содержания азота в организме.
TTS – Рассчитывается подводным компьютером подключённого через трансмиттер к баллону, полное время, необходимое для безопасного достижения поверхности, которое включает не только время на безопасное всплытие, но и все остановки безопасности.
GTR (Gas Time Remaining) – Остаток времени по газу
Рассчитывается подводным компьютером подключённого через трансмиттер к баллону, как отношение разницы текущего давления с резервным к среднему расходу воздуха за последние 2 минуты погружения и к текущему давлению окружающей среды. Т.е. это время, которое у вас есть, если вы продолжите находиться на той же глубине и будете продолжать дышать также.
RMV (respiratory minute volume) – Объем дыхания в минуту
Средний расчёт потребляемого дайвером воздуха в минуту. Записывается как литры в минуту, без учёта глубины погружения и давления окружающей среды. Зависит от объёма лёгких конкретного дайвера и его «манеры» дышать.